Резильентность: что это такое и как это развить?

размещено в: Самопознание | 0

Если сказать коротко простыми словами, резильентность – это способность системы справляться с изменениями, стрессом, непредвиденными ситуациями и кризисами , а затем восстанавливаться и адаптироваться к ним. Этот термин часто используется в контексте устойчивого развития бизнеса, психологии, экологии, когда рассматривается территориальная резильентность, и технических систем.
В психологии под резильентностью понимается способность сохранять в условиях негативного воздействия стабильный уровень психологического и физического функционирования, выходить из неблагоприятных ситуаций без стойких нарушений, успешно адаптируясь к неблагоприятным изменениям. Как видим, в общем и целом все понятно и не слишком сложно. Однако к такому пониманию явления наука пришла не сразу.
По меркам истории, исследования темы резильентности начались сравнительно недавно, в 1971 году. Начало этим исследованиям положила Эмми Вернер (1929-2019), специалист в области психологии развития. Местом проведения исследований был выбран остров Кауаи на Гавайях, а субъектом исследований стали тинейджеры, родившиеся в 1955 году. Научные изыскания Эмми Вернер были сосредоточены на понимании того, почему некоторые люди могут преодолевать невзгоды и процветать, несмотря на сложные обстоятельства, в то время как у других ничего не получается.
С ее «легкой руки» психологи и социологи вплотную занялись темой исследования возможностей социализации и адаптации в обществе детей из неблагополучных семей. Под неблагополучием подразумевался широкий спектр факторов, потенциально осложняющих будущую жизнь детям: нищета, домашнее насилие, психические заболевания и алкоголизм родителей, высокий уровень преступности в районе проживания и слабая защищенность от преступных посягательств, отсутствие доступа к образованию и т.д.
Как показало инициированное Эмми Вернер исследование на острове Кауаи на Гавайях, две трети детей из таких семей предсказуемо продолжили «семейные традиции», приобщившись к алкоголю и наркотикам в подростковом возрасте, бросив учебу в школе и не желая работать. У девушек из неблагополучных семей массово «случались» ранние внебрачные беременности, а забота о родившихся детях в этом случае ложилась исключительно на плечи социальных служб.
Итоги этого долгосрочного исследования были подведены в конце 90-х годов прошлого века, когда родившиеся в 1955 году люди перешагнули 40-летний рубеж и стало возможным подвести некоторые предварительные итоги жизни. Если кратко, «выбились в люди» как раз те, кому был присущ «защитный фактор», который можно описать как резильентность. Именно резильентность позволила детям из неблагополучных семей стать социально адаптированными гражданами.
Впоследствии Эмми Вернер исследовала и другие аспекты детского и подросткового неблагополучия. В частности, в своей работе Children and war: risk, resilience, and recovery («Дети и война: риск, резильентность и восстановление») она указывает на интересную закономерность: чем старше ребенок и чем дольше он «пробыл» на войне, тем выше вероятность различных психических и физических заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, во взрослом возрасте [ E. Werner, 2012 ].
В годы своей научной активности Эмми Вернер столкнулась с ограниченным объемом материала для исследований такого плана и отметила, что необходимы дополнительные лонгитюдные (долгосрочные) исследования с участием многих информантов для того, чтобы задокументировать «траектории» риска и резильентности детей, пострадавших от войны. И в дальнейшем оценить их долгосрочное развитие, психическое здоровье, определить эффективные подходы к лечению.